Главная Пилотажка
Глава 2
Пилотажка

Для начала найдите место для тренировок. Открытое пустынное место (поле, безлюдный пляж). Не надо, чтобы рядом были люди. У нас пока еще не Япония – места хватит. Надеюсь, что вы человек здравомыслящий, поэтому мы с вами будем руководствоваться в первую очередь здравым смыслом. Еще раз повторю, найдите пустое, открытое место, где нет людей. Желательно, чтобы на земле не было разбитых бутылок, не торчала арматура, ну и так далее. В любой инструкции к кайту есть страница безопасности, почитайте, лишний раз не повредит. 

Следующий этап - определить направление ветра. Встаньте таким образом, чтобы ветер дул в спину.Если это вызывает у вас затруднения, то можете воткнуть какой-нибудь флажок, чтобы по нему определить направление ветра. 
Итак: ветер дует в спину. Разведите руки в стороны. Для начала, давайте определимся с терминологией:  "ниже по ветру" - это означает от вас в сторону, куда дует ветер, "выше по ветру" - от вас, в сторону откуда дует ветер.

Все пространство перед вами, ниже по ветру, как указано на рисунке, называется ветровое окно.
Ветровое окно - область, где собственно и будет летать ваш кайт. Ветровое окно образует четверть сферы, в центре будете находиться вы с планкой в руках. Размеры ветрового окна ограничиваются длиной строп. В ветровом окне существуют несколько зон: наиболее опасная - зона тяги (красным цветом), рабочая зона, край окна - кайт всегда стремится вылететь на край окна, где тяга минимальная.


Рисунок 1 Ветровое окно. (Из Руководства пользователя кайтов Озон)

Так, как пилотажка - это парафойл, значит раскладывать кайт нужно следующим образом: расстилаем купол на земле (или песке) так, чтобы воздухозаборники были расположены вниз по ветру. Купол необходимо зафиксировать (или присыпать), чтобы он не взлетел раньше времени. Стропы разматываем вверх на ветер, после того, как вы расправите стропы, убедитесь, что красная сторона планки расположена слева. Все готово для первого запуска...


Упражнение № 1 

Первый запуск.
 

 

Рисунок 2 Запуск пилотажки (Взято из инструкции к кайтам Giro II

 

Натяните стропы, кайт наполнившись воздухом устремится в небо.
Вы увидите, что кайт очень быстро выходит в зенит (т.е. находится у вас над головой). Это особенность всех кайтов – они стремятся выйти в край окна.

Просто подержите кайт вверху. 

Руки на планке симметрично, хват сверху. Привыкните к ощущению кайта, постойте спокойно, пусть кайт будет летать у вас над головой в зените. Не напрягайте руки, держите одними пальцами. Руки должны быть немного согнуты в локтях и находиться у вас на уровне груди или глаз. 

!!! Чем ближе ваши руки будут к центру планки, тем медленнее кайт будет совершать маневры. Он будет более стабилен. Если вы возьмете планку широким хватом, то любое неосторожное движение будет разворачивать кайт. Вывод простой:  если вы хотите, чтобы кайт совершал медленные плавные движения, либо вам нужно контролировать кайт в одной точке – возьмите планку ближе к середине. Если вы хотите быстрых агрессивных движений – поставьте руки по краям планки.

!!! Поведение любого кайта в воздухе напрямую зависит от силы ветра. Чем сильнее ветер, тем быстрее кайт реагирует на команды. Всегда принимайте это во внимание.

 

Упражнение № 2

 

 

Переводы кайта по краю окна (основы управления).
 


!!! Запомните главное – кайт управляется только перекосом планки и больше ничем. Основная ошибка на этом этапе: пытаться  заменять перекос планки на вращение. Никакие вращательные движения никак не действуют на кайт, только перекос планки.

 

Кайт в зените. Очень плавно потяните правую руку на себя, а левую одновременно немного ослабьте. Кайт начинает медленно поворачивать вправо. Если вы хотите закончить движение, выровняйте планку. Тоже самое сделайте влево. (Помните: руки ближе к центру планки – движения кайта медленные и плавные, руки по краям планки – движения кайта быстрые и агрессивные ) 
Начинайте с маленьких осторожных движений, постепенно увеличивая диапазон. В конце концов, вы должны уметь переводить кайт слева направо и обратно практически до земли. Иначе говоря, с 9 до 15 часов.


Задача упражнения :


- Ваши руки должны перестать рулить и научиться управлять кайтом только с помощью перекоса планки. Это база, без нее дальше нельзя. 
- Вы должны добиться уверенного управления пилотажкой, 
- Вы должны перестать ронять кайт. 
- Вы должны почувствовать, что такое край ветрового окна. И как оно изменяется в зависимости от силы ветра. Пилотажка у вас будет летать именно на краю ветрового окна. 

Неважно сколько времени уйдет у вас на это упражнение – оно самое важное. Не торопитесь идти дальше, добейтесь полного автоматизма движений.

 

 

Упражнение № 3


Восьмерки.
 
В этом упражнении вы почувствуете, что такое зона тяги. 

Если в упражнении № 2 вы спокойно переводили кайт по краю окна слева направо и обратно, то сейчас вы должны сделать первое сложное (пока) упражнение – восьмерки. 


Поднимите кайт в зенит. Начинайте переводить кайт слева направо. Развороты делайте более агрессивно, чем раньше. Не давайте кайту останавливаться. Вы увидите, что кайт выписывает восьмерки. Делайте сначала небольшие восьмерки, постепенно увеличивая размах.
 
!!! Чем ближе руки к середине планки, тем больше радиус поворота кайта, чем шире руки, тем более быстрый и агрессивный поворот.
 
Вы почувствуете, что после разворота кайт начинает тянуть ощутимо сильнее, это происходит потому, что он летает уже не по краю ветрового окна, а глубже входит в зону тяги. 
Теперь вам уже надо компенсировать нарастающую тягу кайта отклонением тела назад. Встаньте немного боком к кайту. Одна нога выставлена вперед, вторая согнутая под вами. Упор на переднюю ногу (а не на заднюю). Правильно, это когда при увеличении тяги кайта, вас не тащит за ним, и вы стоите достаточно комфортно. При ослаблении тяги вы разгибаете заднюю ногу и выпрямляетесь. 

Задача упражнения: 

- Научится делать восьмерки. Маленькие, большие, любые по вашему желанию 
- Почувствовать, что такое зона тяги. 
- Понять момент, когда у кайта нарастает тяга. Это происходит после разворота кайта, когда он заходит в зону тяги. 
- Добиться того, чтобы восьмерки стали плавными без всяких дерганий. 

 

 

Упражнение № 4


Кайтлупы.
 

Кайтлуп – это вращение кайта на 360 градусов вокруг своей оси. 
Это упражнение по настоящему сложное для новичков и оно не сразу получится. Вы поймете, что можно управлять кайтом со скрученными стропами точно так же, как и раньше. 


Поднимите кайт в зенит. Возьмите планку пошире. Теперь полностью отпустите левую (или правую) руку. Что происходит? Планка управляемая одной рукой тут же перекосится и кайт начнет быстро вращаться вокруг своей оси, стропы закручиваются. Если планку не выровнять, то кайт будет вращаться до тех пор, пока стропу не закрутятся до купола, а кайт в конце концов не упадет. Вы поняли, что такое кайтлуп. Теперь надо научиться управлять им. 
Начинаем сначала.
Поднимите кайт в зенит. Планку возьмите пошире. Ослабьте левую руку, и одновременно немного потяните планку правой рукой -  кайт тут же пойдет на кайтлуп, как только он сделает оборот на 360 градусов, тут же выровняйте планку. Кайт снова вышел в зенит, только со скрученными стропами. Вы увидите, что кайт со скрученными стропами управляется точно так же, как и обычно. 
Теперь сделайте то же самое, но в другую сторону. Видите, стропы раскрутились. 
Вы можете сделать и два и три кайтлупа подряд в одну сторону, вывести кайт в зенит и поймете, что управление кайтом осталось точно таким же, как и раньше. Главное, что выравнивать планку надо тогда, когда кайт закончил кайтлуп и выходит вверх. 

Задача упражнения: 

- Делать уверенные четкие кайтлупы в обе стороны. 
- Научиться делать быстрые и маленькие кайтлупы или плавные с большим радиусом. 
- Делать по нескольку кайтлупов в одну сторону. 
- Научится раскручивать стропы в полете с помощью кайтлупов. 

 

Упражнение № 5

 
Восьмерки, с переводом кайта вниз (даунлупом).
 

Это упражнение логически вытекает из предыдущего. Кайтлупы вы уже умеете делать, теперь их надо соединить в одно движение. 


Поднимаем кайт в зенит. Руки поставьте в среднее положение ( не слишком узкое и не слишком широкое). 
Из зенита сделайте кайтлуп влево и тут же без остановки (после выхода кайта вверх) вправо. Начинайте с маленьких и быстрых кайтлупов. Влево-вправо, влево-вправо. 
Постепенно увеличивайте радиус кайтлупов. 
Смысл этого упражнения: Если раньше, когда вы делали простую восьмерку с разворотом кайта вверх, то стропы не скручивались, то сейчас после первого разворота кайта стропы закручены, а после второго раскручиваются. 

Задача упражнения: 

- Добиться большой восьмерки от края до края окна. Движение кайта должно быть плавным. После разворота кайт должен идти по диагонали снизу вверх до следующего разворота. 

( У некоторых наверное появилась мысль: а для чего мне эти фортели, я же не собираюсь кайтовой акробатикой заниматься, мне просто хочется кататься). 
Основное предназначение восьмерок с даунлупами - это умение удержать кайт в слабый ветер. Как вы уже знаете, кайт всегда стремится вылететь на край окна, где тяга минимальная. Не всегда в слабый ветер кайт может развернуться вверх на краю окна  (на 9-10, или 14-15 часов), - ветер иногда бывает настолько слабый, что гравитация становится сильнее, чем подъемная сила. В этом случае очень легко удержать кайт в воздухе именно с помощью вот таких восьмерок. Если вы видите, что кайт вылетев на край окна, может упасть от недостатка ветра, просто запускайте его не вверх, а вниз, с помощью гравитации, кайт начнет разгон и легко развернется.

Вот пример из практики – вы на воде с большим кайтом, внезапно ветер скис, вы сидите в воде и ждете порыва. Основная задача - не дать кайту упасть. А для этого его необходимо  держать в постоянном движении. Как же этого добиться? Гонять восьмерками. Но тут вы понимаете, что у кайта не хватает сил, чтобы развернуться вверх, во-первых, ветра не хватает, а во-вторых, гравитация тянет его вниз. При попытке развернуть кайт в краю окна он просто валится на воду задней кромкой. Так вот, если вы, вместо того, чтобы разворачивать кайт вверх, развернете его вниз, то он с помощью этой же самой гравитации начнет разгоняться, главное чтобы запаса высоты хватило для разворота.

Такими восьмерками с переводом вниз вы сможете держать кайт в воздухе практически без ветра.

 

Упражнение № 6


Управление кайтом одной рукой в движении.
 
Выведите кайт в зенит (наше исходное положение). Переведите его влево, кайт должен находиться примерно под 45 градусов над поверхностью. Возьмите планку одной рукой. Тут необходимо соблюдать следующее правило: если кайт находится слева от вас, то управление идет правой рукой, если кайт находится справа, то левой. Это необходимо строго соблюдать.
Управляя кайтом с помощью одной руки, вы должны добиться четкого контроля в одной точке. Для этого возьмите планку за середину. Кайт не должен ни уходить в зенит, ни устремляться к земле. После того, как вы начнете уверенно контролировать кайт, начинайте движение. Со стороны это выглядит, как прогулка с собакой на поводке.

Задача упражнения

- научится управлять кайтом одной рукой.
- научиться ходить, управляя кайтом. 


Собственно говоря с пилотажкой мы закончили. Как видите, научились очень многому, даже не беря в руки настоящий кайт. Такие упражнения, как кайтлупы мы смогли делать без проблем, в отличие от полноразмерного кайта, который, в этом случае может запросто покалечить, а то и убить кайтера. 
!!! Если у вас нет пилотажки, то не вздумайте все эти упражнения делать на большом кайте !!! 

И еще: каждое правильное выполненное упражнение экономит вам месяцы (не дни и не недели) тупого безграмотного катания, которое может только отбить охоту заниматься кайтингом. 

Время на отработку упражнений на пилотажке. 
Это зависит только от вас. У кого-то координация получше, у кого-то похуже. Не пытайтесь ускорить процесс. Мышечная память появляется не сразу, на это нужно время, дождитесь момента, когда вы не будете задумываться над тем, что делаете.

Постарайтесь отнестись к обучению не как к развлечению, а как к  серьезной тренировке. Только многократные повторения принесут успех. Доведите свои движения до автоматизма. 

Обычно на пилотажку уходит несколько часов тренировок. Лучше если вы выделите один свободный день на тренировки. Это принест больше пользы чем, понемногу несколько дней.

 

Несколько слов в заключение:

 

Подавляющее большинство кайтеров, полностью игнорируют пилотажку, они считают ее чем-то вроде игрушки. Подержал в руках, немного позапускал и бегом к большому кайту. Отсюда и твердое убеждение, что начинающий обязательно должен свой первый кайт порвать, разбить, вобщем убить. Мы с вами пока, что не убили ни одного кайта, но тем не менее прошли много серьезных упражнений. Вы уже умеете управлять кайтом, освоили массу сложных вещей,  вобщем готовы для большого кайта.

 

 

Прежде чем мы перейдем к настоящему боевому кайту, вы должны знать несколько важных вещей. 
Это касается безопасности, и в первую очередь окружающих. С вами то понятно, вы сами на свой страх и риск решили заняться этим видом спорта, поэтому за все, что с вами случится, вы отвечаете перед самим собой. А вот окружающие не подписывались под ваши эксперименты. 

1 Выбирайте место для тренировок так, чтобы ниже по ветру никого не было. А еще лучше, чтобы рядом вообще никого не было, чтобы не отвлекать. В зоне действия кайта на длину строп никто, в том числе и помощник ни в коем случае не должен заходить. Стропы кайта очень прочные, если резанут, то отрежут все лишнее. 

2 Не просите случайных людей ассистировать вам (запустить, принять) кайт. Это может плохо кончиться и для вас и для них. 

3 Имейте при себе анемометр. Ветер, это без чего мы не можем, но одновременно с этим, ветер представляет собой опасность. Поэтому все ваши действия должны соответствовать силе ветра в момент тренировок. Если в слабый ветер вы должны агрессивно управлять кайтом, иногда приходится поднимать его и из центра ветрового окна, то в сильный ветер все движения должны быть максимально осторожными, никаких резких движений. Все медленно и аккуратно, как будто вы идете по краю пропасти. 

4 При подготовке кайта к запуску будьте очень внимательны. Правильно паркуйте кайт. Внимательно распутывайте и прицепляйте стропы. Хотя на всех кайтах есть защита от дурака, но как показывает практика дураки умудряются обойти и эту защиту.
North Gin Slingshot NOBILE Griffin Naish Dakine NP Billabong
Underwave F-One Cabrinha Indo  Board  Mystic ION RRD Liquid Force