Главная Упражнения на суше
Глава 4
Базовые упражнения с кайтом на суше
 
 

Разминка.

Перед началом занятий с большим кайтом, пройдите еще раз все упражнения на пилотажке. Сегодня у вас уйдет не  очень много времени на это. Полчаса-час, не больше. Руки и голова должны все вспомнить и работать вместе.


 

 
Подготовка кайта к запуску.

 

 
Достаньте кайт из рюкзака и разложите его.

 


 Определите направление ветра. Он должен дуть в спину.
 


Возьмите насос, на нем должен быть страховочный лиш. Прицепите страховку к петле на центральном баллоне. Это нужно для того, чтобы вы смогли спокойно накачать кайт, не держа его руками.
 
 
Насколько сильно надо накачивать кайт? Для Гриффина 2009 нормальное рабочее давление около 7 PSI. Приобретите насос с манометром - очень полезная вещь.
 
 
Измерять давление на глаз, это тоже самое, что и скорость ветра - очень легко ошибиться. Недокачанный кайт будет плохо держать форму, а следовательно и летать. Перекачанный кайт может лопнуть при ударе.
 
Накачав кайт, вы закрываете клапан, отсоединяете насос,  и укладываете кайт в парковочное положение.

 
 
 
 
 
 

Кайт должен лежать центральным баллоном, направленным строго на ветер.


 

После того, как вы положили кайт в парковочное положение, необходимо распутать подкупольную расстроповку.
 
 

 

Разматываем стропы.
 
 
Стропы всегда начинаем разматывать от купола вниз по ветру. Этот способ наиболее удобный, т.к. легче всего проверить правильность присоединения, взяв планку и слегка натянув стропы.

 - планку надо ложить наоборот, т.е. белая половина планки будет лежать справа и вы увидите надпись Wrong Way (неправильно). Это происходит потому, что кайт сейчас лежит центральным баллоном вниз. Не переживайте, так и должно быть. После того, как вы поднимете кайт в воздух, белая половина планки будет, как и положено, располагаться слева.
 
 
 


 

Положите планку на землю, встаньте так, чтобы центральные стропы были у вас между ног, а боковые у вас в руках. Белая сторона планки должна быть справа (именно справа, т.к. после запуска она будет, как и положено слева). Пройдите назад до кайта, распутывая стропы.
 

  
Прикрепите стропы к подкупольной расстроповке. Начинайте это делать с боковой стропы, и далее по порядку.Для того, чтобы вы не перепутали, производители сделали цветную разметку. А кроме того, есть защита от дурака - боковые стропы заканчиваются узелками, а на подкупольной расстроповке сделаны петли. На силовых стропах наоборот - стропы заканчиваются петлями, а на подкупольной расстроповке узелки. Если вы будете внимательны, то никогда ничего не перепутаете.
 
 




Теперь можно подойти к планке и легко проверить правильность присоединения строп. Именно поэтому мы разматывали стропы под ветер.


 

Перед следующим упражнением научимся правильно присоединять кайт к трапеции. 
Расписывать здесь особо нечего, все видно наглядно.

 

 

 

 


 

Присоединение страховочного лиша.


Страховочный лиш стандартно может присоединяться к кайту в двух вариантах.


Вариант № 1

За центральную стропу.

 

Этот вариант наиболее безопасен для новичков, т.к. после отстрела кайт полностью теряет тягу и опускается на воду. Недостаток этого варианта, в том, что перезапуск после отстрела достаточно затруднителен. Зато прикрепив лиш за центральную стропу, вы сможете самостоятельно припарковать кайт в любой, даже самый сильный ветер.


На одной из центральных строп есть кольцо,  за которое и цепляется страховочный лиш. Ко второму кольцу крепится и центральная стропа и дипауэная. Будьте внимательны - не перепутайте кольца, в противном случае страховка работать не будет.

 


Вариант №2

 

За дипауэрную стропу

 

 
Этот вариант удобен для более легкого перезапуска кайта после отстрела. Кроме того, страховочный лиш не перекручивается вокруг дипауэрой стропы после кайтлупов. Рекомендуется для более опытных кайтеров.

 


 

 

 Упражнение № 7

 
Отстрел кайта.

После этого упражнения у вас должен пропасть страх перед кайтом, как источником опасности. Важнейшее упражнение.

Внимательно изучите систему страховки вашего кайта. У всех без исключения существует трехступенчатая система страховки.

Ступень первая – бросить планку. Кайт потеряет тягу, и либо останется в том же самом месте ветрового окна, либо медленно спланирует на поверхность. Помните, что отпускать планку необходимо из обеих рук, в противном случае, вцепившись одной рукой в планку вы рискуете завести кайт на кайтлуп. 

При любых падениях, неосторожных действиях, разворотах спиной к кайту, немедленно бросайте планку
 
 
 


Ступень вторая основная – отстрел кайта. Отстрел производится путем раскрытия чикенлупа. Кайт полностью теряет тягу и падает на поверхность. С кайтером его соединяет только страховочный лиш. Он не дает кайту улететь.
 
 
 

Ступень третья, радикальная – полный отстрел кайта. Производится расцеплением страховочного лиша. В этом случае кайт полностью отсоединяется от вас. Третья ступень понадобится в тех случаях, когда первые две не сработают.

Например: в случае схлестывания двух кайтов, если вас относит отжимным ветром от берега, кайт посажен на провода...


Наденьте трапецию. Возьмите планку и пристегните ее к трапеции с помощью чикенлупа, зафиксируйте его "пальцем чикенлупа". Теперь вы полностью присоединены к кайту. 

Попросите помощника встать перед вами и взять в руки стропы. Натяните их и возьмите в руки планку. Ваш друг будет изображать кайт. Он должен имитировать рывок, а вы должны сделать следующее: 

1 Отпустить планку из рук. Обеих !  Напоминаю, что это очень важно! 
2 Отстрелить кайт, активировав страховку.

Делайте это до тех пор, пока не сможете отстрелиться с закрытыми глазами и за долю секунды. Попросите друга посмотреть за вами. Обычно со стороны по реакции видно делает ли это человек автоматически или задумывается на долю секунды.

Добейтесь полнейшего автоматизма. Повторяйте столько раз, сколько потребуется, не торопитесь.

 

После того, как вы прошли этот этап, вам больше нечего бояться кайта. Если конечно вы его прошли по настоящему, без дураков. В любой ситуации вы просто отстреливаете кайт, и все, вас не потащит ни по земле, ни по воде. Бояться больше нечего.
 
Как зачековать страховку после отстрела:
 
 
 


 
 

 

Упражнение № 8


Первый запуск.
 

Ветер средний ( 4-6 м.с.) Этого ветра должно хватить, чтобы кайт легко взлетал и держался в воздухе, но его не хватит, чтобы представлять опасность для вас. 

!!! Управлять кайтом в очень слабый ветер намного сложнее, чем в сильный. Для этого требуется намного больше мастерства, чем вы думаете. Слабый ветер ( 1-3 м.с) - это плохо для тренировок, очень плохо. 
Вам нужен именно средний ветер. 

Пока вы не умеете запускать кайт самостоятельно, запускайте кайт с помощником. 

1 Кайт запускается из края окна. Помощник должен взять кайт за середину центрального баллона и перевернуть его так, чтобы кайт лежал одним ухом на земле. Отпускать его он может только по команде кайтера. Держать кайт надо так, чтобы запускающий стоял сзади кайта, держа его руками. 


2 Натяните стропы. 

!!! Помощник с кайтом должен стоять на месте, а не ходить туда сюда. Именно вы должны найти то место, в котором кайт из рук помощника взлетит вверх спокойно без напряга. Это будет край окна.
 
Как правильно определить край окна: если ткань купола полощется на ветру, а кайт в руках ассистента валится назад, значит кайт находится за краем окна (выше по ветру) , в этом случае вы должны держа в натяжении стропы обходить кайт  вверх на ветер, до тех пор, пока ткань купола не натянется под напором ветра – это и будет край окна. Если кайт будет находиться слишком глубоко в окне, то при запуске может сильно рвануть вперед, это опасно для вас. Так или иначе, но именно кайтер, перемещаясь , должен найти то положение, при котором кайт из рук помощника спокойно взлетит вверх без напряга. 

3 Выведите кайт в зенит. 

Опять начинаем с самого начала. Ваша задача просто подержать кайт в зените. Не надо делать больше ничего. 
Что отличает большой кайт от пилотажки? Тем, что с помощью планки можно управлять тягой кайта. Планка к себе – тяга увеличивается, планка от себя – тяга уменьшается. После пилотажки непривычно. 
!!!  когда кайт в зените, планка должна быть затянута, не максимально, но близко к максимальному положению ( т.е. к себе) !!!
 
Отпущенная планка, в момент выхода кайта в зенит, служит тому, что кайт во-первых залетит вам за голову, в во-вторых упадет, когда стропы ослабнут.
 
Положение рук на планке:
 
Правильное положение - руки держат планку хватом сверху, симметрично, близко к центру. При таком положении рук, вам будет легче контролировать кайт в одной точке.

Задача упражнения – полный аналог нашего упражнения №2 на пилотажке



  Широкое положение рук. В этом положении легко управлять кайтом, но намного сложнее контролировать его в одной точке. Именно по широко расставленным рукам на планке можно определить чайника на воде.

 

 


Неправильное положение рук на планке. Обратный хват. При попытке перекоса планки вы увидите, что руки просто не сгибаются под нужным углом.

Вот это положение самое опасное для новичка. Никогда так не берите планку. Запомните - правая рука на правой половине планки, левая рука на левой. Когда-нибудь, когда вы будете профессионалом, то можете управлять планкой хоть левой пяткой, но сейчас только так.
Опасность в том, что если вы отвлечетесь на пару секунд, то результатом скорее всего либо падение кайта, либо кайтлуп, и как следствие - травмы и прочие неприятности.


Задача этого упражнения: 

- Научится управлять настоящим большим кайтом. 
- Привыкнуть к управлению кайтом с помощью настоящей планки. 

!!!  Кайт должен летать в воздухе. Для того чтобы кайт всегда летал необходимо все время держать стропы натянутыми. 
Ослабленные стропы – это самая частая причина, по которой у новичков кайт падает. Никаких резких движений планкой от себя. И не надо говорить, что кайт плохой, потому, что падает вам на голову. Просто вы пока не умеете им управлять. 
Чем больше кайт будет находиться в воздухе, тем меньше проблем будет у вас при обучении и дальнейшем катании.

 

 

Упражнение № 9


Отработка отстрела кайта в воздухе.


При переводе кайта по краю окна отстрелите кайт. 
Вспомните, что сначала надо бросить планку из рук ( обеих !!! ), а затем отстрелить кайт. 
Лучше всего, если вы будете делать это упражнение в то время, когда отрабатываете предыдущее упражнение. 
Отработайте до автоматизма. 
Для чего это нужно? Зайдите на Рамблер, в строке поиска введите «сколько сращиваются кости», возможно после этого, вы поймете. 
Этот автоматизм даст вам ощущение безопасности в любой ситуации. Вы видели видео, как летчики катапультируются из самолета – доля секунды и ты или погиб или жив. Относитесь к отстрелу, как к катапультированию. 
Ни один человек, будь он культурист, каратист или богатырь весом 120 кг не сможет удержать кайт, заведенный в зону тяги в сильный ветер. Его размажет как козявку. 
Помните, что отстреливая кайт, вы не только спасаете свою жизнь и здоровье, но и продлеваете жизнь своему кайту. Ведь удерживая планку руками вы если не улетите, то скорее всего долбанете кайт на полной тяге об землю. От сильного удара кайт просто может лопнуть пополам. При отстреле кайт полностью теряет тягу и если и упадет на землю, то спокойно без сильного удара.

 

!!! Не бойтесь отстреливать кайт. Этим самым вы не только сохраните свое здоровье, но и, что немаловажно, сохраните свой кайт !!!


 

 

Упражнение № 10
  
Переводы кайта по краю окна. 


Двигаемся дальше. Кайт в зените. Начинаем, как и на пилотажке потихоньку управлять кайтом, делая небольшие плавные движения из стороны в сторону. Вы это уже умеете на пилотажке. Что добавляется сейчас – ход планки ( от себя, к себе ). Надо привыкнуть к этому и научиться пользоваться. Вот тут бы хорошо иметь под рукой инструктора, который, глядя на ваши руки, говорил бы что делать, в какой момент ослабить, в какой момент натянуть планку. Работа планкой идет постоянно.
Еще раз напомню, что управление идет только перекосом планки. Планку надо держать без напряжения, одними пальцами. Обратите внимание на то, что основную роль при управлении, имеет тянущая рука. Пальцы другой руки можно ослабить.


 

Задача:
- Добиться уверенного управления кайтом 
- Научиться делать переводы кайта по краю окна с 9 до 3 часов. Здесь надо сказать, что такие переводы доступны только в средний ветер, в слабый ветер на краю окна слева и справа от вас кайт будет с трудом держаться в воздухе. С чем это связано? Внимательно посмотрите на кайт, когда он в зените – куда дует ветер ? Под кайт. Весь купол держится на потоке воздуха. 


А слева или справа от вас ветер дует уже сбоку купола, и он держится только за счет ушей кайта. А это уже очень тяжело – масса кайта тянет вниз, ветра мало, уши не справляются. 


В итоге кайт падает на поверхность. Вы научитесь чувствовать, когда ветер хороший – это когда вы можете легко положить кайт одним ухом на землю и также легко поднять его. Когда кайт находится сбоку от вас ( 9 и 15 часов), то старайтесь сделать так, чтобы центральный баллон был направлен немного вверх, тогда подъемная сила уравновесит гравитацию и кайт будет спокойно летать не падая на землю.

Нюансы: 
1 В слабый ветер кайт начинает валиться задней кромкой вместо того, чтобы выходить в зенит. Это значит, что ветра не хватает, и вы слишком сильно затягиваете планку на себя. Что нужно делать в этом случае: дать кайту немного завалиться назад, это нужно для того, чтобы он поглубже вошел в зону тяги ( а в слабый ветер она сильно уменьшается ), а затем плавно, но быстро сделать движение планки от себя, до упора. Этим самым вы измените угол атаки кайта, и ему будет уже намного легче вылететь из зоны тяги в зенит. 

2 Вспомните, чему вы учились раньше – «Теперь вам уже надо компенсировать нарастающую тягу кайта отклонением тела назад.
Этому вы уже должны были научиться на пилотажке. Теперь значение этого возрастает многократно – большой кайт не пилотажка и тянет по взрослому. Чтобы вас не таскало по земле вам нужно сопротивляться тяге кайта, одновременно компенсируя рывки планкой. Идеальная позиция – немного боком к кайту, одна нога выпрямлена, другая немного согнута в колене.


Кайт выходит в зенит – вы выпрямляетесь, разгибая поджатую ногу. И еще раз повторю: весь упор на передней ноге, а не на задней. Кто придумал, что надо стоять на задней ноге ? Скорее всего, произошла небольшая путаница – ваше тело должно находиться над задней ногой, но не опираться на нее. Чтобы проверить правильность моих слов, вы можете при управлении кайтом попробовать немного поднять заднюю ногу. Вы увидите, что это легко. А вот поднять переднюю ногу вы не сможете, потому, что она и есть упор.

 

Упражнение № 11

Движение  с кайтом. 

Ходить с кайтом придется часто, и надо уметь контролировать его, управляя одной рукой и не глядя на кайт.
Поднимаете кайт в зенит, затем переводите влево, так, чтобы кайт находился примерно под 45 градусов к поверхности. Начинаете управлять кайтом одной рукой. Одновременно начиная двигаться. 
Вроде бы все просто, но есть масса нюансов. 
- Найдите такое положение руки на планке, чтобы кайт находился в одном положении. Он не должен уходить ни вверх, ни вниз. 
- Поначалу вы будете постоянно смотреть на кайт. Отвыкайте. Добейтесь того, чтобы вы могли смотреть себе под ноги и вперед перед собой, лишь изредка поглядывая на кайт. Надо научиться чувствовать кайт рукой.

 
Пройдите таким образом влево метров 100, после чего надо сделать разворот. 

!!! Если вы идете влево, то вы управляете кайтом правой рукой, если вправо, то левой рукой. Управляющая рука это та, которая в данный момент тянет кайт вверх. Левая рука должна тянуть только левую половину планки, правая рука только правую. 

Разворот. 

При развороте, вы должны остановиться, вывести кайт в зенит, управляя уже двумя руками. Переведя кайт в правый сектор, отпускаете правую руку. Теперь ваша управляющая рука – левая. И вы начинаете движение направо.

 

Задача упражнения:

 

- Автоматизм в движениях

- Вы уже не смотрите на кайт, лишь изредка на него поглядываете.

- Вы должны научиться управлять кайтом одной рукой.

- При передвижении с кайтом, вы можете разговаривать по мобильнику.

 
!!! При ходьбе с кайтом - чем выше вы будете держать кайт, тем легче вам будет идти. Кайт не будет стаскивать вас по ветру. Но не переусердствуйте, не держите кайт близко к зениту.

 


 

Упражнение № 12

 

Управление тягой кайта.
 

В принципе вы все уже умеете… как вы думаете. Однако надо еще научиться пользоваться тягой кайта.

Из положения лежа надо научиться вставать при помощи тяги кайта. Для этого необходимо занять удобное положение - одна нога согнута, другая вытянута, тело сгруппировано. Сделайте короткую восьмерку кайтом. Вы уже знаете, что тяга возрастает после разворота кайта. Надо поймать этот момент, и немного потянув планку на себя, встать. Это уже очень близко к старту на доске. 

После того, как вы встали, теперь на такой же восьмерке кайтом постарайтесь плавно и аккуратно лечь.

Самое главное в этом упражнении в том, чтобы вы научились вставать и ложиться при помощи кайта, но при этом вас не разворачивало спиной к кайту, не стаскивало по земле. У вас должно выработаться умение дозировать тягу кайта с помощью восьмерок и работы планкой.
 






 

!!! Когда вы лежите на земле, расположите ноги строго по ветру, иначе вас будет разворачивать спиной к кайту. Ноги должны быть согнуты в коленях. 

Если вас начало разворачивать спиной к кайту, то первое, что вам надо сделать – это просто отпустить планку и приготовится к отстрелу. Иначе могут быть проблемы – ведь находясь спиной к кайту стропы скручены не на 360, а на 180 градусов и управление становится зеркальным ( попробуйте написать что-нибудь, глядя не на листок бумаги, а в зеркало). Вы начнете тянуть правой рукой, а кайт почему-то будет уходить влево. Вы ни за что не сможете выровнять кайт, а вот запустить его на кайтлуп, это запросто. 

 

Совет: Если вы взяли кайт у друга или купили, первое, что вы должны сделать – это проверить все системы страховки. Отстрелите несколько раз кайт, чтобы не опоздать в критической ситуации. Незнакомый кайт взяли в руки – начните с начала. Поднимите его в зенит, поуправляйте им немного – у каждого кайта свое поведение, надо привыкнуть перед тем, как идти кататься.

 
Заключение: Вы прошли  базовый курс с кайтом на суше,  если вы все делали правильно, не торопясь и главное, до автоматизма, то управление абсолютно любым кайтом не будет вызывать у вас никаких затруднений.
 
Пора на воду...


 
North Gin Slingshot NOBILE Griffin Naish Dakine NP Billabong
Underwave F-One Cabrinha Indo  Board  Mystic ION RRD Liquid Force