Азы кайтбординга - Не тяни планку, мать твою...
Наша жизнь полна стереотипов. Видимо, это свойство нашего восприятия, так нам проще сводить бесконечное разнообразие к нескольким вариантам и затем принимать решение. Не является исключением и обучение в школах кайтбординга.
Наша жизнь полна стереотипов. Видимо, это свойство нашего восприятия, так нам проще сводить бесконечное разнообразие к нескольким вариантам и затем принимать решение. Не является исключением и обучение в школах кайтбординга. Часто приходится слышать совет не тянуть планку на себя. И как всегда, когда говорят что-то не делать (к примеру, курить) все продолжается. Я давно порывался написать об этом, пожалуй, особо остро захотелось это сделать после дискуссии с Лизой, прошедшей зимой. Лиза довольно уверенно каталась, но только при хорошей тяге и при ослаблении ветра у нее все сразу нарушалось, ей никак не удавалось идти против ветра. Проблема во многом была связана с настройкой кайта. На планке максимум тяги был настроен в крайнем дальнем от себя положении. И если Лиза тянула на себя планку, то кайт сразу терял тягу совсем. Причем девушка настаивала на такой настойке строп, аргументируя это тем, что так ей удобнее кататься. В ходе продолжительной дискуссии прозвучало, что ее учили не тянуть на себя планку. И поэтому ей удобнее, когда сильно тянет в крайне дальнем от себя положении. Надо признаться, что я и сам часто произношу во время занятий этот совет. Давайте разберемся, что такое тянуть на себя планку? Так уж получилось, что мышцы-сгибатели у человека развиты лучше и поэтому, ища опору, мы рефлекторно пытаемся потянуть на себя планку. Но ведь чтобы управлять кайтом мы должны тянуть только за одну стропу (помните, кайт, как гусеничная машина, поворачивает только тогда, когда тормозится только одна гусеница). Потянув на себя планку, мы тянем сразу обе боковые стропы, тем самым, фиксируя положение центрального баллона и, если кайт шел вниз, то он будет продолжать это делать. То есть, когда мы тянем планку на себя, опираясь на нее, мы не можем управлять кайтом. Кайт летает всегда ниже нас по ветру и поэтому тянет нас вперед, чтобы ему вывести нас из равновесия, надо заставить нас перенести вес тела на носки и тогда будет достаточно небольшого рывка. Чтобы избавиться от этого, надо разобраться с положением тела, и найти опору. Стоять уверенно, это согнуть колени, загружая пятки. — кайт над нами — колени согнуты, плечи чуть откинуты назад. — кайт сбоку — плечи разворачиваются вслед за кайтом (грудь всегда смотрит туда, где При таком положении кайту будет очень сложно вас сдвинуть с места и, как следствие, вам не придется с ним бороться, что позволит уверенно управлять им. Давайте еще раз вспомним, как работает de-power (веревка, которая проходит в отверстии планки). Что же происходит, когда мы приближаем планку к себе, натягивая боковые стропы и увеличивая угол атаки (как бы закрывая задний край), при этом тяга тоже немного возрастает, вследствие увеличения все той же проекционной площади. Но, по сравнению с помещением в центр ветрового окна, этот прирост совсем незначительный. Поэтому, если рассматривать с позиции быстрейшего научения создавать кайтом тягу, правильнее обращать внимание ученика на то, что движение планки на себя выбирает слабину боковых строп, что увеличивает скорость реакции кайта на наши команды. Что позволит адекватно управлять кайтом, направляя его в центр ветрового окна. Рекомендация не тянуть планку без объяснений приводит к тому, что ученик, тренируясь управлять кайтом, удерживая планку как можно дальше от себя, конечно, будет тоже кататься, но только в очень комфортный ветер (когда чуть многовато), а при уменьшении силы ветра, когда требуется активно управлять кайтом, без правильной работы De-power не обойтись. Вообще, что такое навык? Это доведение до автоматизма. Пропадает необходимость визуального контроля, но говорить, что контроль полностью исчезнет нельзя, просто он перейдет на друг ой уровень мышечной памяти и мышечных ощущений. Поэтому менее информативная планка с роликами для BOW сложна для новичков и не нравится давно катающимся, у которых сложились навыки, а вот для недавно начавших кататься, переход на BOW будет без проблем. Но доведенное до автоматизма движение может быть неправильным. Поэтому на этапе изучения и закрепления очень важно четкое представление, что и как делать. Не надо беречь наших учеников от лишней информации, ее, как боеприпасов на войне, много не бывает. Поэтому на сегодня мне кажется правильным: 1. для первых занятий (до водного старта включительно) предпочтительнее обычный С-типа учебный кайт, который требует приложения значительного усилия мышц во время управления. И при развороте кайта увеличивается нагрузка на верхней стропе. Что позволят ускорить закрепление навыка. 2. пожалуй, самый сложный момент в управлении, понять, как останавливать кайт. Обычная реакция в ответ на резкое изменение положения кайта, это потянуть планку на себя. Как с этим бороться? Процесс управления подразумевает наличие обратной связи. Куда полетит кайт в следующее мгновение? Туда, куда направлен передний край (центральный баллон), следовательно, процесс управления кайтом сводится к развороту центрального баллона. Кайт стоит на месте, когда передний край перпендикулярен ветру или если кайт сбоку от вас, то перпендикулярен поверхности. Правильное положение тела позволяет уверенно стоять и расслабить руки. Кайт, даже учебный, не хило тянет и легко сдернет вас с места, поэтому важно хорошо упереться сгибая колени, перенося вес на пятки. При положении кайта сбоку, поворачиваем корпус, перенося вес тела на заднюю согнутую ногу, одновременно выпрямляя переднюю в колене (следите за тем, чтобы обязательно поворачивать не только плечи, но и бедра), грудь всегда должна быть развернута в сторону кайта. Как держать руки? Короткий ход de-power (особенно если он еще и ограничен так, что в максимально приведенном положении локти находятся перед собой) в сочетании с короткими стропами (кайт быстрее реагирует на ваши команды) облегчает получение представления о том, как управлять. И обязательно надо проговорить, что делать, если в друг что-то происходит и ученик не знает что дальше делать. Кайт как и все вокруг стремится к покую, если мы не будем им управлять, то он сразу же стремится на край ветрового окна (в случае, если он исправен), только наши действия могут заставить его сместится в центр ветрового окна и увеличить тягу. Поэтому, когда не знаем, что делать, ни в коем случае не держаться за планку. Убрать обе руки, согнуть колени и взяться за страховку (механизм сброса чикен лупа). Второй этап, когда можно услышать совет не тянуть планку, это водный старт и ваши первые самостоятельные метры. И если на момент обучения управлением кайтом, не понимание что значит не тянуть планку, возможно, чуть тормозит, то во время изучения водного старта это может стать реальной проблемой. Особенность в том, что при водном старте приходится управлять кайтом, находясь лежа в воде. Народная мудрость уверена, что утопающий хватается за соломинку. Помните, что первая причина, по которой мы тянем планку, это стремление найти опору. Маленькие дети быстро учатся плавать до тех пор, пока не держат голову, они просто лежат и не тонут. Если вместо этого пытаться сидеть, т.е. плечи над водой, то начнете тонуть, хватаясь за планку, и роняя кайт. Справиться с этим поможет страховочный жилет, который добавит плавучести и тренировка одевания доски без кайта, главное понять, что надо лежать на воде. Но даже если вам удалось не утонув, надеть доску, ваше положение довольно трудно назвать устойчивым, и желание опираться на планку остается. Что же может дать нам устойчивость на воде? Если ученик, пытаясь встать на доску, опирается на планку (т.е. переносит на нее вес тела, потянув планку на себя), то доска просто не управляется и, как следствие, не начнет движение. И в этом момент стараться встать на доску, единственное правильное решение. Не мало новичков начинает кататься, четко усвоив, что тянуть на себя планку нельзя. Но, не используя максимальную тягу кайта (держать планку в отведенном положении) можно кататься только когда чуть многовато. И если немного подкиснет, то сразу будет не хватать. В последнее время мне все больше нравится не оценочный подход в обучении, суть которого была разобрана на примере обучения хождению против ветра. В общем-то, не важно кто, где, и как держит планку. Главное, результат. Ученик учится всегда сам, а тренер может только создать максимально благоприятные условия, дав как можно более подробную информацию, как и что, следует делать. На мой взгляд, правильнее акцентировать внимание на том, что в приведенном положении планки увеличивается не тяга кайта, а скорость его (кайта) ответа на команды. Поэтому, когда вы собираетесь изменить положение кайта, не ошибкой будет выбрать слабину боковых строп, потянув планку к себе.
|
- Комментарии